Диавельторос
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Bandrúnir

Перейти вниз

av Bandrúnir

Сообщение автор Александра в Ср 13 Янв - 14:51

Автор Vadim

Связки рун (исл. bandrúnir) - из всего разнообразия гальдраставов - являются, пожалуй, единственной до конца «понятной» группой.
О способах составления банд-рун очень подробно писал Л.Кораблёв *1. Подобные знаки могут состоять как из одного слова (имени), так и из словосочетания. Применяют банд-руны по отдельности, комплексом знаков, или же объединяя их в один сложный гальдрастав *2.

Теперь собственно практическая часть.

Весьма полезны первоисточники. Читаем, выискиваем всякие магические штуковины. Например: eldhnöttur – огненный шар, æðigaldur – «магия-сведения-с-ума», galdra-geigskot – магический прострел (выстрел/удар) и т.п.

Далее, надо записать сие рунами (замечательно подходят младшие руноряды, какой именно выбрать – дело вкуса, имеет смысл и поиграть с вариантами написания некоторых рун) и сплести банд-руну.

Следующий шаг – стилизация. Здесь сплошное творчество и советовать что-либо трудно. Однако есть несколько «правил»: относительно основной оси руны можно «зеркалить» и мультиплицировать; порядок рун в слове тоже можно нарушать (соблюдая его при рисовании); если в слове какая-то руна встречается более одного раза, её можно изобразить единожды; одинаковые графические элементы разных рун можно объединять… Ну и на вкус автора – линии могут быть как прямыми/угловатыми, так и волнистыми/округлыми. (рис.1)

Можно поиграть ещё и с пропорциями отдельных элементов (просто для красоты, или расставляя акценты)… (рис.2)

И ещё один момент. Иногда при составлении гальдрастава появляются «бонусы» в виде подходящих по «смыслу» графических элементов из других систем (геомантии, алхимии) (рис.3)

Или же в уже готовом гальдраставе «совершенно неожиданно» читаются другие, но тоже подходящие по духу, ставы. Так на рисунке 2 при желании можно увидеть банд-руны ergi и æði.

1 См. «Рунология Йоуна Оулафс-сона из Грюнна-вика. Исландские трактаты XVII века» стр. 195; «Графическая магия исландцев»2009 стр.50; «Рунические заговоры и апокрифические молитвы исландцев» стр.41; «Колдовской полёт: руническая астрология» стр.48.

2 Примеры можно найти всё у того же Кораблёва.


Bandrúnir %D0%9B%D0%B8%D0%BB%D1%8D%D1%8F
Александра
Александра
Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D

Сообщения : 8439
Псевдоним : Лилэя

Посмотреть профиль https://m.vk.com/lileadiaveltoros

Вернуться к началу Перейти вниз

av Re: Bandrúnir

Сообщение автор Александра в Ср 13 Янв - 14:51

Банд-руны представляют собой одну из наименее исследованных областей эзотерической традиции европейского Севера (в частности, речь идет о Скандинавии и Исландии, где банд-руны получили наибольшее распространение). «Band-runir» в переводе с древнеисландского означает «связка рун», именно поэтому банд-руны часто называют вязаными рунами, что абсолютно справедливо. Тем не менее, зачастую в популярной литературе происходит путаница между понятиями, в частности, многие исследователи-любители не находят отличий между банд-рунами и рунескриптами, хотя в действительности это принципиально разные явления (хотя и подчиненные потенциально одной и той же цели). Итак, рунескрипт представляет собой последовательность рун, руническое слово, реже – целую фразу, которая зачастую может вообще не читаться с точки зрения значения конкретных глифов, упор делается на последовательность образов (например, «корабль», «ветер», «дача»). Банд-руна – это всегда один символ, созданный посредством объединения нескольких рунических знаков. Разумеется, вязаные руны и их значения многообразны, ведь как и в случае с рунескриптами или гальдраставами, теоретически возможно создание неограниченного числа банд-рун. И это закономерно, ведь каждая банд-руна (в идеале) – максимально индивидуализирована, эриль (мастер рун) создавал вязаную руну для конкретного человека с конкретной целью. Грубо говоря, это персональный амулет для решения насущной (чаще – сугубо бытовой) задачи. Тем не менее, на основе сохранившихся сборников рунических знаков (в частности, речь идет о манускрипте Гальдраквер), можно предположить, что банд-руны использовались во многих сакральных ритуалах, являясь органичной частью древнескандинавской ритуальной магии.

Сложность прочтения банд-рун имеет два аспекта. В первую очередь, нужно учитывать аллографический момент, то есть в действительности каждая руна могла иметь несколько вариантов начертания, и это далеко не всегда было обусловлено диалектными нюансами. Зачастую речь могла идти о тайнописи, когда одна и та же руна целенаправленно стилизовалась, лишь частично сохраняя свой первоначальный вид (в качестве примера ниже приведены аллографы руны Йера).

Второй аспект прочтения вязаных рун заключается в том, что зачастую в самой элементарной банд-руне, состоящей всего из двух-трех рун, можно увидеть едва ли не дюжину рунических знаков. В такой ситуации возникает трудность извлечения оригинальных рун, если нет возможности связаться с автором конкретной банд-руны. Именно поэтому современные переводы древнескандинавских вязаных рун, дошедших до нас через памятники культуры (рунические камни и гальдрабуки), весьма условны. К примеру, сочетание рун Райдо и Гифу (Гебо) позволяет создать банд-руну, в которой без труда можно «прочитать» сразу несколько рун Кано, руну Сол и даже руну Олгиз. Но возможность разностороннего прочтения не отменяет изначальный смысл вязаной руны, лишь усложняет, а порой делает невозможным извлечение исходных рун. Также не стоит забывать о целенаправленной стилизации банд-рун, ведь это весьма распространенное явление в средневековых скандинавских и исландских манускриптах. В качестве примера можно привести банд-руну, которая обозначает одно из имен Одина – Гримнир. Слева представлен широко известный вариант начертания этой банд-руны, который впервые был упомянут Г.Гроуфутом в книге «Неизвестный Гальдрабок». Справа – оригинальное начертание исходной вязаной руны, которое встречается в более древних источниках. Безусловно, оба рисунка похожи, но если бы нам не было известно, что это два варианта одной и той же банд-руны, то мы вполне могли бы предположить, что они обладают различным генезисом и, соответственно, различной семантикой. Продолжая анализировать банд-руну «Гримнир», справедливо отметить, что зачастую вязаные руны и их значения упираются в сугубо лингвистические сложности. К примеру, Г.Гроуфут пишет о том, что искомая банд-руна помимо одной очевидной руны Райдо в верхней части, может иметь еще две аналогичные руны в нижней части – прямую и зеркальную. Это действительно так, если не учитывать одну важную особенность древнеисландского рунического письма. Дело в том, что в слове «Гримнир» два звука «р», один вначале и один в конце. Но руна Райдо могла быть использована здесь лишь для обозначения первого звука, потому что звук «р» в конце слова всегда обозначается руной Альгиз. Логично предположить, что сложная стилизация банд-рун выполняла защитную функцию, скрывая истинный смысл написанного от «непосвященных». Разумеется, если речь шла о вязаной руне «на удачу», которую носили на шее или в поясном мешочке, то необходимость в стилизации отпадает. В тоже время авторы средневековых гальдрабоков в условии тотальной христианизации могли попытаться таким образом сохранить и передать доступные им знания, скрыв их от миссионеров и священников. Принципы создания банд-рун Оригинальные правила составления вязаных рун нам не известны, то есть мы не знаем, как это делали древнескандинавские эрили и древнеисландские шаманы, ведь до нас не дошло никаких «практически пособий» по банд-рунам. Тем не менее, анализируя сохранившиеся образцы рунической письменности, нетрудно определить ключевые принципы составления банд-рун. Первое, на что стоит обратить внимание – это четкая постановка задачи. Не стоит стремиться создать «сборную солянку», универсальный оберег «от всего». В гальдрабоках мы находим руны «для вхождения в холмы» (возможно, имеется в виду поиск полезных ископаемых), «руны попутного ветра», «руны силы/мужественности» и так далее. То есть в каждом отдельном случае функция банд-руны максимально конкретизирована. Второй момент – гармоничность. Большинство рунических ставов обладает ярко выраженной эстетической составляющей, грубо говоря – это красивые, чаще всего – симметричные формы. Это также закономерно, ведь руны – отражение окружающего нас пространства, воплощение стихийных, природных сил, а природа – безупречна в своей красоте и гармоничности. Третий нюанс заключается в том, что при создании банд-рун совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы в итоге получилось читаемое слово (как в вышеприведенном примере с именем Одина). По всей вероятности, вязаные руны, как и рунескрипты, чаще составлялись на основе семантики, а не фонетики. То есть они совсем не обязательно образовывали конкретные слова и фразы, упор делался на формирование нужного образа (в качестве примера можно привести «угрозы-проклятья» из книги Л.Кораблена «Графическая магия исландцев»).

Собственно, вот и все, что нам известно о банд-рунах. Причем большая часть из вышеприведенной информации – лишь гипотезы. Вероятно, с течением времени исследователи могут открыть новые закономерности, вполне возможно – на основе новых археологических артефактов. Тем не менее, на данный момент работа с вязаными рунами представляет собой в большей степени интуитивную, рефлексивную практику, где исследователю приходиться опираться на свои собственные ощущения, а не на обоснованные теории. Просто потому, что таких теорий нет.



Bandrúnir %D0%9B%D0%B8%D0%BB%D1%8D%D1%8F
Александра
Александра
Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D

Сообщения : 8439
Псевдоним : Лилэя

Посмотреть профиль https://m.vk.com/lileadiaveltoros

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Top.Mail.RuНаш сайт в каталоге manyweb.ru DMCA.com Protection Status ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих ЧеловекаИнтеллектуальный каталог ресурсов интернет