Диавельторос
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Диавельторос

Информационный портал.Лаборатория FL&D
 
ФорумПорталКалендарьПубликацииЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход

 

 Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах

Перейти вниз 
АвторСообщение
Лилэя
Хозяйка сайта.Лаборатория FL&D
Лилэя

Сообщения : 5026
Дата регистрации : 2020-02-27

Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах Empty
СообщениеТема: Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах   Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах I_icon_minitimeВс 05 Июл 2020, 17:45

Автор С.М.Толстая

Зеркало как реалия народного быта принадлежит к относительно
позднему слою культуры, однако семантика и символика этого предмета, напротив, глубоко архаичны.

Это объясняется тем, что главное свойство зеркала - отражение - получало осмысление уже в самых древних формах верований в связи с толкованием отражений в воде, растопленном воске, масле и т.п. (ср. рус. как в воду глядел, полес. подывысь на воду, якый ты на вроду и т.д.). Таким образом, как элемент духовной культуры зеркало было включено в готовые смысловые парадигмы и символические связи и оппозиции.

В славянских народных представлениях зеркало воспринимается прежде всего как границ а между земным и потусторонним миром и
подобно другим границам (межа, окно, порог, печная труба, колодец и
т.п.) считается опасным предметом и локусом, обращение с которым
требует особой осторожности и специального ритуального оформления
На зеркало распространяются многие запреты и предписания, относя^
щиеся к границам вообще или к отдельным видам границ.

Зеркало в обрядах , связанны х с о смертью. К наиболее устойчивым и широко распространенным у всех славянских народов относится обычай (закрепившийся и в современном городском обиходе) сразу после кончины завешивать зеркало (полотном, полотенцем, скатертью и т.п.), отворачивать его к стене или даже выносить из того помещения, в котором находится покойник.

В основе этого обычая лежит универсальное представление о том, что в ситуации и в локусе смерти зеркало опасно для живых, однако соответствующие мотивировки не универсальны и обнаруживают несколько основных вариантов. Чаще всего опасности открытого зеркала объясняется тем, что отражение покойника в зеркале и тем самым его "удвоение" грозит "удвоением" смерти, ее повторением,
т.е. тем, что смерть постигнет еще кого-нибудь из обитателей дома.

Разновидностью этой мотивировки можно считать отмеченное у сербов
представление, что жертвой новой смерти станет тот из живых, кто
первым после случившейся в доме смерти посмотрится в зеркало.

Наряду с опасностью повторения смерти, распространенной мотивировкой действий с зеркалом является страх, что покойник будет "ходить", возвращаться в свой дом, станет вампиром. В Полесье завешивали или отворачивали зеркало, "коб уже покойник назад ны ворочавсь, бо бало казалы, шо вмрэ да ходыть" (ПА, Б. Дрг. Симоновичи), Хорваты из района Отока верили, что душа покойника, если увидит себя в зеркале, будет постоянно возвращаться к своему отражению.

Как правило, действия с зеркалом совершались сразу после наступления смерти, и запрет на зеркало оставался в силе до тех пор, пока покойник находился в доме, т.е. до похорон и выноса тела. В ряде
случаев, однако, зеркало завешивали раньше, т.е. еще до кончины,
"чтобы умирающий не видел самого себя" (Iwan. 0G, 104) или "чтобы в
зеркале не остался его последний взгляд".

В контексте погребального обряда действия с зеркалом оказываются
не изолированными, а внутренне (структурно и семантически) связанными с другими его элементами. Так, прежде всего требование заслонять зеркало может быть сопоставлено с обязательным закрыванием глаз покойнику, имеющим тс же мотивировки, ср. болг. "Ако се умре с отворени очи, според народните представи означава, че жали за нещо или за някога или че гледи за друг, че друг от къщата ще умре".

Другой параллелью к действиям с зеркалом является широко распространенный у всех славян обычай сразу после наступления смерти (или во время шествия похоронной процессии, в момент погребения) выливать всю находящуюся в доме воду (часто не только в доме покойника, но и в доме соседей или даже во всех домах села) или же закрывать все сосуды с водой, особенно сосуды с широкой площадью водной поверхности, в которой, как в зеркале, может отразиться покойник, его душа или сама смерть.

Обычай переворачивать зеркало к стене может иметь и особую
мотивировку, не связанную ни с отражением, ни с удвоением, ни с какими-либо другими свойствами предмета, а связанную с символическим толкованием самого действия переворачивания как способа предотвратить "возвращение" покойника.

Восприятие зеркала как окна в тот свет, как открытой границы между
двумя мирами, как канала их связи объясняет обычай использования
зеркала для общения с умершими.

Наибольшую опасность для человека представляло время рождения и
время смерти, когда происходит неизбежное пересечение границы жизни и смерти, земного и потустороннего мира. Во время родов, ритуальное оформление которых во многих отношениях близко к обычаям, связанным со смертью (подробнее см. Тол. ОЭ), роженице строго запрещалось смотреться в зеркало.

Зеркало и нечиста я сила.
Отношение к зеркалу как к "нечистому", опасному предмету, как к атрибуту и локусу нечистой силы, дьявола характерно для всех славянских традиций и отражено во многих верованиях, запретах и их мотивировках, в фольклорных текстах.

То, что можно увидеть в зерк^але, принадлежит нездешнему, "тому",
иному, потустороннему миру, относится к области смерти и нечистой силы.

О том, что самому "глядению" в зеркало мог придаваться магический
смысл, свидетельствуют обычаи сельскохозяйственной магии, связанные с возделыванием льна. У восточных славян было принято первую или последнюю горсть расстилаемого льна класть в виде кружка, который носил название зеркало, зеркальце, сонейко, месячык и т.п.

Иногда перед льном ставили зеркало, чтобы лен "гляделся", или расстилали полотенце со словами: "Смотрись и белись и в зеркало глядись" (Зерн. МСХМ, 37). На Вологодчине, делая изо льна кружок, говорили: "батюшка ленок, лежи да глядись"; при этом щелкали изо всей силы в ладоши, чтобы так же лен хлопал о трепало.

Чрезвычайно устойчиво во всех славянских традициях представление о том, что разбитое зеркало сулит несчастье и смерть. Более того, само битье зеркала может приписываться смерти. Так, в силезских Бескидах считают, что "иногда смерть подходит к окну, три раза стучит, останавливает в доме часы, сбрасывает на пол и разбивает зеркало или же пальцем сверлит деревянную стену или мебель.

Тогда люди дрожат от страха, так как это означает, что кто-то из семьи
скоро умрет" (More. UBS, 20). У восточных славян также "зеркало лопнет - к упокойнику, к несчастью" (ЖС, 1900, в. 4, с. 599), "як побыты люстро, то нывдачно, всяка нывдача жывэ, якый-ныбудь упадок в хозяйствы, да й нышчясьце" (А.А. Климчук). В Мазовше разбитое зеркало сулит ссору (Kolb. DW. 42. Mazowsze, 408). В этих суевериях отражается общее представление об опасности всякого непредусмотренного нарушения границы между тем и этим светом.


Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах %D0%9B%D0%B8%D0%BB%D1%8D%D1%8F
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль https://m.vk.com/lileadiaveltoros
 
Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Диавельторос :: ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ :: Славянское ведовство-
Перейти:  
Top.Mail.Ruбесплатная раскрутка сайтаКаталог сайтов и статей iLinks.RUКаталог сайтов Всего.RUБелый каталог сайтов PopCat.ruНаш сайт в каталоге manyweb.ruдоска объявленийGlavBoard.ruНаш сайт в каталоге stronglink.ru DMCA.com Protection Status Каталог сайтов Bi0Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU